СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА:
реальные и мифические
сегодня и завтра


КОНТАКТЫ РОСТЕСТ-МОСКВА:
Тел.: (499) 129-32-22
          (499) 129-24-11
e-mail: spravka@rostest.ru

АДРЕС:
117418, г. Москва,
Нахимовский пр., д. 31
www.rostest.ru

Сертификация по IFS в РОСТЕСТ-МОСКВА

Международный стандарт пищевой продукции (International Food Standard)
Принятое сокращение IFS.
Логика появления на свет международного стандарта IFS, регламентирующего  комплекс требований к организации производства пищевых продуктов, производственной гигиене, осуществлению технологических процессов, техническому контролю, компетентности персонала, выполнение которых гарантировано  бы безопасность производимых  пищевых продуктов,  очевидна: торговля (а именно она стала инициатором разработки международного стандарта IFS) в условиях, когда потребители  выражают все более острую озабоченность безопасностью продуктов питания,  осознала необходимость  выработки единых критериев для оценки самой  способности производителей поставлять  продукты гарантированной безопасности.

Стандарт IFS экзаменует не только производителей.    IFS создал единую основу для взаимной оценки продавцов, поставщиков и изготовителей товаров продовольственной группы.
IFS разработан более 10-ти лет назад HDE (Немецкая федерация ритейлеров), FCD (Французская федерация ритейлеров), Provera France, EMC Distribution, Group Carrefour, Globus, Metro Cash&Carry, Auchan и др.
Вышеуказанные сетевые продавцы, будучи уверенными, что выполнение норм International Food Standard практически гарантирует стабильное качество и безопасность производимой пищевой продукции, при всех прочих равных условиях всегда отдают предпочтение тем производителям, которые выполняют требования IFS. И не только они. Стандарт IFS  широко используется в Австрии, Польше, Швеции, Италии и других странах. В странах Европейского Союза IFS является наиболее важным стандартом для поставщиков ведущих торговых сетей. IFS признан крупнейшими торговыми сетями,  охватывающими более 60%  мировой торговли.

International Food Standard основан на принципах ISO 9001 и НАССР

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Системы качества ИСО пришли в нашу жизнь сравнительно недавно. В начале 90-х наши производители металлопроката первыми столкнулись с контрактным требованием иностранных заказчиков о необходимости наличия сертифицированной системы качества. Выяснив, что внедрение и тем более сертификация системы качества – дело весьма трудоемкое и длительное, экспортеры вынуждены были оплачивать отсутствие сертифицированной системы качества огромными уступками в продажной цене. Казалось, внедрение системы качества не имеет альтернативы. Однако метаморфозы времен перехода к рыночной экономике быстро свели экспорт продукции (не сырья, а именно готовой продукции) на нет, и внешняя торговля не стала мотивацией к широкому внедрению системы качества.
Лишь в конце 90-х системы качества ИСО начинают интересовать наших товаропроизводителей. К этому их стала понуждать и стимулировать обостряющаяся конкуренция уже на нашем, внутреннем рынке. Системы качества становятся реальным конкурентным преимуществом. Наличие системы качества выдвигается в качестве обязательного условия госзакупок, тендеров, конкурсов. Системы качества – это хороший тон, это модно, престижно! Сертификат системы качества – прекрасная «визитная карточка». Но все это действительно имеет смысл лишь в том случае, если предприятие видит в создании системы качества не самоцель, а средство достижения такой цели, как обеспечение высокого качества продукции и услуг. На грабли же кампанейщины мы уже натыкались!

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ОБОРОНКИ

Люди постарше знают про системы качества с 70 годов. Правда, тогда речь шла не про международные системы качества ИСО (таковых тогда не было и в помине!), а про вполне доморощенные, но при этом достаточно эффективные системы управления качеством продукции, которые были детищем оборонно-промышленного комплекса. Тогда уже становилось очевидным, что госплановая экономика напрочь проигрывает рыночной в качестве выпускаемой продукции. В попытке как-то выправить положение, парткомы и административные органы развязывают масштабную кампанию по широкому тиражированию систем качества, хорошо зарекомендовавших себя в оборонке.
В ответ на призывы родной партии заводы, колхозы и пароходы рапортуют о внедрении системы качества! Но пар уходит не в КПД, а в свистки. Системы качества в подавляющем большинстве внедряются только на глянце рапорта, для жирной галочки. На тех же предприятиях, где к внедрению системы качества отнеслись неформально, где для этого были интеллектуальные и организационные ресурсы, системы качества действительно помогали навести порядок и в результате давали эффект. Но, увы, никакие системы качества не могут подменить рыночные механизмы его формирования. И не найдя в них панацеи, мы о них позабыли, чтобы вспомнить лишь тогда, когда зародившиеся у нас системные подходы к качеству к нам же вернутся в виде системы качества ИСО. Благо, «за бугром» наш опыт по системному обеспечению качества был замечен и взят на вооружение. Не в замен рыночным механизмам, а им в дополнение!

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА: ЦЕНА ВОПРОСА

Да, ажиотаж вокруг ставшего столь популярным понятия «Системы качества» сослужил им плохую службу. Зачастую руководители предприятий, возжелавшие иметь сертификат системы качества (скажем, к юбилею), все сводят к «цене вопроса». И рынок живо откликается на такой спрос. Сегодня сотни фирмочек без зазрения совести выдают себя за признанные сертификационные организации. По обоюдному согласию жуликов от сертификации, с одной стороны, и легкомысленных заказчиков, с другой, кропотливая работа по созданию системы качества подменяется имитацией, а сертификация системы качества (т.е. процедура подтверждения соответствия системы качества предъявляемым требованиям) – бойкой торговлей сертификатами! «Почти даром!». Как говорится, вы делаете вид, что платите, а мы делаем вид, что вручаем вам почти всамделишный сертификат системы качества
Действительно, наличие сертификата системы качества – отличный рекламный ресурс. Это в том случае, если сертификат системы качества выдан органом сертификации «не с улицы», а с именем. Только репутация органа сертификации гарантирует признание выдаваемого им сертификата. Таких брендов в России – на пальцах одной руки перечесть!
Так что прикупать сертификат системы качества «для рекламы» вряд ли стоит. То, что «король – голый» становится ясно, как только рекламная кампания переходит в предконтрактную ситуацию. Конечно, на кого-то произведут впечатление «самых настоящих швейцарских» часы, купленные у цыган на Киевском вокзале. Но аудитора на мякине не проведешь, и то, что сертификат системы качества, выданный фирмой, которую «звать никак» – не более чем «липа», выяснится быстро. И реклама превратится в антирекламу!
От системы качества никуда не уйти. Без системы качества у серьезного бизнеса нет перспективы, нет будущего. Чуть раньше, чуть позже, но за системы качества придется браться всем. «Под контракт» ее не создать. К разработке системы качества и к выбору органа сертификации надо походить заблаговременно и со всей ответственностью.

Добровольная сертификация системы менеджмента качества учитывается в расходах при ОСН


Письмом от 04.09.13 № 03-03-06/1/36419 Минфин напоминает , что согласно пп. 2 п. 1 ст. 264 НК к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны. Подтверждение соответствия на территории РФ может носить как добровольный , так и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Таким образом, расходы на добровольную сертификацию системы менеджмента качества (при условии их экономической обоснованности и документальной подтвержденности) учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль на основании пп. 2 п. 1 ст. 264 НК в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.