СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА:
реальные и мифические
сегодня и завтра


КОНТАКТЫ РОСТЕСТ-МОСКВА:
Тел.: (499) 129-32-22
          (499) 129-24-11
e-mail: spravka@rostest.ru

АДРЕС:
117418, г. Москва,
Нахимовский пр., д. 31
www.rostest.ru

Интегрированные системы менеджмента

Интегрированные системы менеджмента,
или ДВА в ОДНОМ. А то и ТРИ!


Интегрированная система менеджмента (ИСМ) –  часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента.
К осознанию необходимости внедрения Интегрированной системы менеджмента, как правило,  в порядке эволюции приходят те предприятия,  которые уже внедрили Систему менеджмента качества (СМК). Внедрили не  только, как это слишком часто бывает, ради получения почетного сертификата, чтобы тот прикнопить на стену в изголовье директорского кресла . Не для «галочки», а для себя,  неформально, заинтересовано, ответственно. И потому успешно. И в результате  на деле убедились в том,  что Система менеджмента действительно является чрезвычайно полезным инструментом, умелое использование которого приводит к достижению реального управленческого и, как следствие, экономического эффекта.

Отсюда понятное желание распространить системные формы управления, доказавшие свою эффективность,  на другие сферы деятельности -  сажем,  на безопасность выпускаемой пищевой продукции, на экологическую безопасность, на  охрану труда и здоровья персонала и др.


Интегрированная система менеджмента -  логичный переход в новое качество системного менеджмента: от автономной, локальной системы менеджмента, направленной на достижение конкретных целей в одной из сфер деятельности предприятия,  к Системе менеджмента организации, которая:

  • интегрирует, увязывает в единое целое взаимодействующие и взаимосвязанные процессы;
  • устраняет функциональную разобщенность, противоречия  и дублирование во внедряемых на предприятиях системах;
  • обеспечивает согласованность  действий внутри организации и координированную деятельность по руководству и управлению предприятием.

Интегрированная система менеджмента:
один плюс один – больше, чем два!


Преимущества Интегрированной системы менеджмента в сравнении с использованием нескольких самостоятельных, параллельно действующих систем менеджмента, очевидны. Начнем с того, что интегрированная система менеджмента объединяет в себе возможности (все лучшее и необходимое!) каждой из интегрируемых систем менеджмента. И это тот случай, когда вслед за Аристотелем можно повторить: один плюс один больше, чем два.

Если же говорить в современных терминах, то при интегрировании возможностей разных систем менеджмента срабатывает синергетический эффект, выражающийся в том, что результат от согласованных действий всегда выше, чем арифметическая сумма отдельно достигнутых результатов. Есть от интеграции и чисто прагматический резон: создание, вместо нескольких, одной Интегрированной системы менеджмента и последующее ее обслуживание (внедрение, документирование, развитие) менее трудоемко и менее затратно.

Организационно-методическим фундаментом Интегрированных систем менеджмента  служат  МС ИСО серии 9000. Не только потому, что стандарты ИСО серии 9000 вводились первыми. Их «исключительность» предопределена тем, что сформулированные в них базовые понятия и принципы, в наибольшей степени отвечают понятиям и принципам общего менеджмента. 

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Системы качества ИСО пришли в нашу жизнь сравнительно недавно. В начале 90-х наши производители металлопроката первыми столкнулись с контрактным требованием иностранных заказчиков о необходимости наличия сертифицированной системы качества. Выяснив, что внедрение и тем более сертификация системы качества – дело весьма трудоемкое и длительное, экспортеры вынуждены были оплачивать отсутствие сертифицированной системы качества огромными уступками в продажной цене. Казалось, внедрение системы качества не имеет альтернативы. Однако метаморфозы времен перехода к рыночной экономике быстро свели экспорт продукции (не сырья, а именно готовой продукции) на нет, и внешняя торговля не стала мотивацией к широкому внедрению системы качества.
Лишь в конце 90-х системы качества ИСО начинают интересовать наших товаропроизводителей. К этому их стала понуждать и стимулировать обостряющаяся конкуренция уже на нашем, внутреннем рынке. Системы качества становятся реальным конкурентным преимуществом. Наличие системы качества выдвигается в качестве обязательного условия госзакупок, тендеров, конкурсов. Системы качества – это хороший тон, это модно, престижно! Сертификат системы качества – прекрасная «визитная карточка». Но все это действительно имеет смысл лишь в том случае, если предприятие видит в создании системы качества не самоцель, а средство достижения такой цели, как обеспечение высокого качества продукции и услуг. На грабли же кампанейщины мы уже натыкались!

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ОБОРОНКИ

Люди постарше знают про системы качества с 70 годов. Правда, тогда речь шла не про международные системы качества ИСО (таковых тогда не было и в помине!), а про вполне доморощенные, но при этом достаточно эффективные системы управления качеством продукции, которые были детищем оборонно-промышленного комплекса. Тогда уже становилось очевидным, что госплановая экономика напрочь проигрывает рыночной в качестве выпускаемой продукции. В попытке как-то выправить положение, парткомы и административные органы развязывают масштабную кампанию по широкому тиражированию систем качества, хорошо зарекомендовавших себя в оборонке.
В ответ на призывы родной партии заводы, колхозы и пароходы рапортуют о внедрении системы качества! Но пар уходит не в КПД, а в свистки. Системы качества в подавляющем большинстве внедряются только на глянце рапорта, для жирной галочки. На тех же предприятиях, где к внедрению системы качества отнеслись неформально, где для этого были интеллектуальные и организационные ресурсы, системы качества действительно помогали навести порядок и в результате давали эффект. Но, увы, никакие системы качества не могут подменить рыночные механизмы его формирования. И не найдя в них панацеи, мы о них позабыли, чтобы вспомнить лишь тогда, когда зародившиеся у нас системные подходы к качеству к нам же вернутся в виде системы качества ИСО. Благо, «за бугром» наш опыт по системному обеспечению качества был замечен и взят на вооружение. Не в замен рыночным механизмам, а им в дополнение!

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА: ЦЕНА ВОПРОСА

Да, ажиотаж вокруг ставшего столь популярным понятия «Системы качества» сослужил им плохую службу. Зачастую руководители предприятий, возжелавшие иметь сертификат системы качества (скажем, к юбилею), все сводят к «цене вопроса». И рынок живо откликается на такой спрос. Сегодня сотни фирмочек без зазрения совести выдают себя за признанные сертификационные организации. По обоюдному согласию жуликов от сертификации, с одной стороны, и легкомысленных заказчиков, с другой, кропотливая работа по созданию системы качества подменяется имитацией, а сертификация системы качества (т.е. процедура подтверждения соответствия системы качества предъявляемым требованиям) – бойкой торговлей сертификатами! «Почти даром!». Как говорится, вы делаете вид, что платите, а мы делаем вид, что вручаем вам почти всамделишный сертификат системы качества
Действительно, наличие сертификата системы качества – отличный рекламный ресурс. Это в том случае, если сертификат системы качества выдан органом сертификации «не с улицы», а с именем. Только репутация органа сертификации гарантирует признание выдаваемого им сертификата. Таких брендов в России – на пальцах одной руки перечесть!
Так что прикупать сертификат системы качества «для рекламы» вряд ли стоит. То, что «король – голый» становится ясно, как только рекламная кампания переходит в предконтрактную ситуацию. Конечно, на кого-то произведут впечатление «самых настоящих швейцарских» часы, купленные у цыган на Киевском вокзале. Но аудитора на мякине не проведешь, и то, что сертификат системы качества, выданный фирмой, которую «звать никак» – не более чем «липа», выяснится быстро. И реклама превратится в антирекламу!
От системы качества никуда не уйти. Без системы качества у серьезного бизнеса нет перспективы, нет будущего. Чуть раньше, чуть позже, но за системы качества придется браться всем. «Под контракт» ее не создать. К разработке системы качества и к выбору органа сертификации надо походить заблаговременно и со всей ответственностью.

Добровольная сертификация системы менеджмента качества учитывается в расходах при ОСН


Письмом от 04.09.13 № 03-03-06/1/36419 Минфин напоминает , что согласно пп. 2 п. 1 ст. 264 НК к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны. Подтверждение соответствия на территории РФ может носить как добровольный , так и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Таким образом, расходы на добровольную сертификацию системы менеджмента качества (при условии их экономической обоснованности и документальной подтвержденности) учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль на основании пп. 2 п. 1 ст. 264 НК в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.